На правах рекламы:

www.orituale.ru

О гласах

В ходе Богослужения не раз объявляется так называемый глас, происходит это примерно таким образом: «Глас первый. Господи воззвах к Тебе, услыши мя», – или: «Прокимен, глас шестый…» О том, что такое глас, и пойдет речь в этой заметке.

В широком смысле гласом можно назвать набор мелодий, на которые поются те или иные песнопения. В Богослужении употребляются песнопения разных типов: тропарь, стихира, прокимен, ирмос и др. – для них установлены различные напевы. Когда имеется в виду конкретное песнопение, например прокимен, то его глас указывает, что этот прокимен следует петь напевом, установленным для прокимнов данного гласа. Таким образом, чтобы правильно спеть, необходимо знать не только номер гласа, но и его тип: тропарный, стихирный или иной.

В настоящее время на практике поется далеко не все, что положено петь, пение часто заменяется чтением, от этого и самые напевы забываются.

По преданию Православной Церкви, систему гласов ввел преподобный Иоанн Дамаскин. Гласов всего 8, из них 4 основных и 4 косвенных. В Греческой Церкви они так и именуются: 1, 2, 3, 4, 1 косв., 2 косв., 3 косв., 4 косв., а в Русской соответственно 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8. В Римо-Католической Церкви порядок несколько иной: косвенный глас идет сразу за основным, и у 4-го гласа имеется не один, а два косвенных гласа, итого получается 9.

Современные напевы существенно отличаются от древних, и в косвенных гласах теперь сложно найти схожие элементы с основным. Но в древности, когда было очень заметно, что один глас косвенный к другому, песнописцы это учитывали, что заметно в службах праздников. Например, на Пасху поются стихиры воскресные и канон 1-го гласа, а тропарь и стихиры Пасхи 5-го. На Воздвижение Креста Господня стихиры на «Господи воззвах…» 6-го гласа, стихира на Слава и ныне – 2-го. И таких примеров достаточно много. Однако в тех службах, которые были составлены много позже, такого уже не наблюдается.

Кроме служб праздников существуют службы воскресных дней, в которых воспоминается и славится Воскресение Христово. Эти службы каждую неделю обновляют в нас пасхальную радость. Воскресных служб 8 – каждая на свой глас, они следуют одна за одной и повторяются через 8 седмиц. Основные тексты воскресных служб написаны прп. Иоанном Дамаскиным. На вечерне: первые стихиры на «Господи воззвах…», стихиры на стиховне; на утрене: воскресные каноны. Таким образом, в течение всей службы раскрывается красота не только церковного Богословия, но и церковного творчества, выражающегося в различных церковных песнопениях одного гласа, складывающихся в единый гимн воскресшему Христу. К сожалению, сокращение служб и замена пения чтением умаляет благолепие Богослужения, хотя изменить данную ситуацию не представляется возможным: слишком много времени отделяет нашу действительность от подвижнического духа древних монастырей, под влиянием которых и складывался наш Устав.

Наиболее выдающиеся гимнотворцы писали не только текст, но и музыку к своим песнопениям. Оставляя особенности мелодии какого-то гласа, они в итоге получали особенное произведение со своей мелодией, но которое могло исполняться и на стандартную мелодию гласа. Такое произведение называлось самогласным, или самоподобным. Самоподобны (automelon) – это те песнопения, на мелодию которых были написаны другие песнопения - подобны (prosomia). Самогласны (idiomelon) – абсолютно уникальны. Древние гимнотворцы, составляя подобны к оригинальным произведениям, сохраняли не только мелодию, но и стихотворный размер. Позже при переводе на славянский язык соответствие стихотворного размера было утрачено, что вполне естественно. Но и русские гимнотворцы писали подобны, но в этом случае подобен означает предпочтение автора какой-то особой мелодии. Например, стихиры Всем Русским святым «Русь святая, храни веру православную», написаны на подобен «Доме Евфрафов», стихиры одного из дней предпразднства Рождества Христова. И, наверное, в большинстве храмов Русской Православной Церкви они и исполняются на положенную мелодию, в гармонизации архим. Матфея, хотя и могут быть пропеты на обычную мелодию 2-го гласа. А стихира того же праздника «О преславнаго чудесе, небесе и земли Царица…» написана на подобен «О преславнаго чудесе», стихиры в праздник Воздвижения. Некоторые воскресные тропари и седальны тоже являются образцом для многих подобнов. Например, седален воскресный 4-го гласа «Удивися Иосиф…» стал образцом для многих седальнов великих церковных праздников. Самогласным является тропарь Пасхи «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав», хоть и подписывается 5-м гласом. Много мелодий самогласных песнопений было утеряно, и ныне эти песнопения в большинстве своем поются на стандартные мелодии гласов.

Примеры подобнов:

Предпразднство Рождества Христова (2 янв. н.ст.), на Утрене, стихира На хвалитех. Глас 6, самоподобен.
Творение Романа Сладкопевца.

Предпразднство Рождества Христова (6 янв. н.ст.), на Утрене, стихира На хвалитех. Глас 6.
Подобен: А
нгельския предыдите:

Ангельския предыдите силы,

Днесь Адам воззвася от прелести,

Иже в Вифлееме уготовайте ясли,

И от мрачныя сопротивника лести:

Слово бо рождается,

Христос бо из Девы

Мудрость происходит,

Воплощается яко Человек,

Приемлет целование Церковь

Иже Адама обновив,

На радость Богородицы,

Отъят клятву Девою.

Людие рцем:

Людие рцем:

Благословен пришедый,

Благословен пришедый,

Боже наш, слава Тебе.

Боже наш, слава Тебе.

Неделя пред Рождеством Христовым, святых отец, на Вечерне, стихира на стиховне.
Самоподобен, глас 2:

Предпразднство Рождества Христова (6 янв. н.ст.), на Утрене, стихира на стиховне, глас 2.
Подобен Д
оме Евфрафов:

Доме Евфрафов,

Дом Вседетеля

Граде святый,

Показалася еси, о Дево!

Пророков славо,

В Тебе бо вселився

Украси дом,

Господь славы,

В немже Божественный раждается.

Родитися ныне происходит.